525 jpg | 470 ~ 4951 pix | 318.57 Mb
Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению).
Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры.
Существуют свои стилистические особенности, до сих пор присутствующие в виде различных проявлений в искусстве Испании, чему причиной известный период в истории этой страны.
Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри). Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет — это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.
Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж. О. Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В. В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж.?Л. Жерома, Э. Фромантена, Р. Бредена, Ф. Зима, П. Клее, А. Марке, М. И. Пикова, А. Матисса, П. Дюбуа, В. А. Фаворского, Л. Шульца и мн. др.
Если вспомнить, какое влияние оказало японское искусство (укиё-э) на формирование колористических взглядов постимпрессионистов, то и здесь можно говорить об определённом влиянии Востока (В. Ван Гог, например, копировал японские гравюры). В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен.
Можно говорить об ориентализме в творчестве такого писателя и востоковеда, как Ян Потоцкий.
Французская литература изобилует примерами разной степени тяготения к Востоку — от колониалистских настроений К. Фаррера, который, однако далеко не всегда предстаёт исключительно как «носитель светоча европейской культуры», — до апологетики такого особого, уникального явления в европейскй философии, каковое являет собой Рене Генон, в своём мировоззрении опирающийся на суфийские принципы.
В английской культуре мы наблюдаем подобную оппозицию в лице Р. Киплинга и Рамачараки (В. Аткинсона).
Восточные мотивы присутствуют в русской поэзии от В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова до Н. С. Гумилёва.
С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления, исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э. В. Саид (1935—2003).
525 jpg | 470 ~ 4951 pix | 318.57 Mb